Рожденный комиком трагиком быть не может. Василий Рыкалов, первый театральный бизнесмен

Рожденный комиком трагиком быть не может. Василий Рыкалов, первый театральный бизнесмен Он начинал, как трагик, выбрал роль Эдипа для бенефиса, но понял, что это не для него. И дело-то ведь не в том, что попробовал и понял: что-то не так. Просто зрители заявили, что трагические роли у него выходят так себе… И что было бы хорошо, если бы он подался в комики. Так Василий Рыкалов и поступил, и именно в комических амплуа остался в сердцах зрителей.

Стоило ему появиться на сцене, как зрители начинали рукоплескать. Они точно знали, что впереди – очередное представление, в течение которого они будут хохотать и плакать от его уморительной игры. Рыкалов никогда не играл персонажей, чьи роли ему доставались, он как будто становился ими сам. Павел I, являвшийся огромным поклонником его таланта, спросил как-то раз после постановки «Скупого» Мольера, а не является ли Рыкалов сам этаким Гарпагоном, скупым и брезгливым. Василий Федотович отвечал, что хотя и грешен он перед Богом, и не скрывает этого, но всё-таки он совсем не скупой. Император посмеялся и еще долго говорил с актёром, а позже оставил ему на память небольшой презент.

Единственным пороком Рыкалова, по свидетельству его современников, была как раз его мечта быть трагиком, когда судьба уготовила ему другое предназначение. Зрители называли его прирожденным комиком, готовым справляться как с русскими, так и с зарубежными пьесами. Журналист и известный публицист того времени, Фаддей Булгарин, насмотревшись постановок пьес Мольера, беззастенчиво сравнивал Рыкалова с самыми прославленными французскими актёрами того времени.

Он и был хорошим человеком, примерным семьянином. Любовь к театру он сумел привить и своим детям, а те – его внукам. У жены был талант играть комедийных старух, дочь была звездой водевилей, сын не раз появлялся в московских постановках пьес Мольера в ролях слуг, декламируя со сцены заумные монологи. Жена сына постоянно появлялась в амплуа любовницы, готовой выкрасть мужа из семьи. Их дочь, получив славу после роли Кабанихи из пъесы «Гроза», еще полвека служила актрисой Малого театра.

И хотя Василий Федотович был из бедной семьи и сам не упускал возможности заработать, он исправно платил зарплату всем, кто работал на него в типографии. Типографию он арендовал сам, и там печатал афиши к театральным постановкам. Доход был небольшой, но копейка рубль бережёт. Рыкалов зарабатывал и курсами актерского мастерства – в числе его «выпускников» была, в частности, Екатерина Семёнова, позже прозванная «русской Мельпоменой».

Рыкалов помогал начинающим актерам и драматургам бесплатно, всегда был рад дать дельный совет. Возможно, не каждый ребенок знает его имя, но пример Рыкалова показывает: ради любви к театру и семье можно пойти даже на то, что так противоречит твоей главной мечте.

Эта запись была опубликована в Театр. Постоянная ссылка.

Комментирование запрещено.