Освободительная война в США. Искусство периода

.

 Освободительная война в США. Искусство периода Быстрый экономический рост колоний вызывал их стремление освободиться от ограничений, создаваемых Англией в области торговли, промышленности и пользования землей. Колонии стремились избавиться от налогов, вводимых английским правительством по своему произволу. Колониальный гнет Англии особенно усилился с 60-х годов XVIII века. Были введены запреты на открытие мануфактур, производство и вывоз шерстяных изделий, инструментов, была запрещена торговля колонии с другими странами. Запрещалось занимать земли к западу от Аллеганских гор.

Усиление колониального гнета и господство английской земельной аристократии стали главной помехой на пути самостоятельного развития колоний. В этом и заключалась основная причина революционно-освободительной войны североамериканского народа за независимость. Революция началась с бойкота английских товаров и с протестов против гербового сбора. Одним из важных событий наступавшей революции было «Бостонское чаепитие», когда возмущенные жители Бостона сбросили в море весь груз чая, привезенный английскими купцами.
Вооруженная борьба началась весной 1775 года. Население страны разделилось на патриотов (вигов) и лоялистов. Лоялисты составляли главную опору английских колонизаторов. 19 апреля в сражении у Конкорда повстанцы одержали первую победу. Королевские войска отступили в полном беспорядке.
В мае 1775 года в Филадельфии открылся Континентальный Конгресс, который признал своей армию, возникшую в начале войны из партизанских отрядов. Был назначен главнокомандующий — богатый виргинский плантатор Джордж Вашингтон (1732-1799). В годы войны за независимость он показал себя крупным политическим деятелем и талантливым полководцем, возглавившим революционно-освободительную армию. 4 июля 1776 года Конгресс принял Декларацию Независимости, которая объявляла, что колониальный гнет противоречит «неотчуждаемым правам» человека на свободу, жизнь и стремление к счастью, и что восставшие колонии, объединившиеся в Соединенные Штаты Америки, являются «свободным и независимым государством». Главным автором Декларации был Томас Джефферсон, виргинский адвокат, один из виднейших деятелей американской революции. 19 октября 1781 года английская армия капитулировала у Иорктауна. Освободительная война закончилась. 3 сентября 1783 года в Версале были подписаны мирные договоры. США были признаны независимым государством. В 1789 году был избран новый Конгресс и президент США. Первым президентом стал Джородж Вашингтон. Конгресс включил в Конституцию 10 поправок, провозглашавших свободу слова, печати, собраний, петиций, неприкосновенность личности и жилища, введение Суда присяжных, право носить оружие. Запрещались общегосударственная религия, постой войска.
Главной движущей силой североамериканской революции были народные массы: фермеры, ремесленники, городская мелкая буржуазия. Их роль ярко проявилась в патриотическом подъеме народа во время войны, в создании местного ополчения. Они составляли основу партизанской армии, разгромившей английских угнетателей. Важными результатами победы в освободительной войне было запрещение рабства на Севере и демократический «Билль о правах» 1791 года. О переменах в области искусства, вызванных революцией и войной за независимость, ярко рассказал А.Д. Чегодаев в своей монографии «Искусство США». Он указал, что провозглашение Декларации Независимости открыло новый период в истории американского искусства. Обстановка для художественного творчества резко изменилась. Победа в войне оказала мощное воздействие на общественное настроение. Начался подъем в идейной и творческой деятельности. Этот подъем продолжался достаточно долго.
Никогда раньше в Америке занятия искусством и поэзией не считались таким серьезным, уважаемым делом. Из скромного полуремесленника — лимнера, писавшего по заказу бесхитростные портреты, американский художник превратился теперь в настоящего творца. Художники сумели наполнить искусство портрета героическим, романтически приподнятым духом. Они открыли красоту американской природы, внесли в историческую живопись не только современную тематику, но и современный пафос. Творческое воодушевление распространилось широко. Уже не один художник, как это было с Копли, определял высокий уровень искусства США; а целое созвездие талантливых и ярких мастеров.
Джон Трамбал (1756-1843)
Сложение национальной школы американской живописи было прямо связано с общественным подъемом, который охватил все слои американского общества. Именно в этот период «рождения нации» возникла потребность в своей собственной, самобытной живописи. Живопись того периода вобрала в себя все напряжение героического пафоса, рожденного войной за независимость. Этот пафос ярче всего отразился в исторической живописи Джона Трамбала, который с подлинным душевным подъемом увековечил рождение новой республики. В своих исторических картинах, посвящен-ных событиям освободительной войны, он дал целую галерею портретов современников, проникнутых героической романтикой войны за независимость. Трамбал был первым из американских художников, вернувшихся домой в молодую республику после обучения у Б. Уэста в Лондоне. Еще во время учебы в Лондоне он задумал изобразить серию сцен из американской истории. В этом замысле его поддержал Уэст, и позднее Джон Адамс и Томас Джефферсон помогли ему подобрать 12 эпизодов из событий американской революции. В течение следующих 10 лет, работая в США, Англии и Франции, он создал 12 небольших драматических композиций в качестве этюдов для предполагаемых настенных росписей. В этих картинах художник воссоздал ключевые моменты революции вместе с портретами ее великих руководителей. Восемь из этих картин являются самыми выдающимися из его работ. Именно благодаря им слава художника сохранилась до наших дней. Они не лишены недостатков. В композиции Трамбал пользовался традиционными условными приемами академической живописи, заимствованными у Уэста. Участники событий расположены красивыми эффектными группами, их жесты и позы приподнято театральны. Но эти старинные приемы в его картинах обретают новую жизнь. В живописи на современную злободневную тематику Трамбал выступал смелым искателем новых, неизвестных путей без каких-либо готовых образцов. Все действующие лица, изображенные в его исторических картинах, абсолютно реальны, написаны с натуры. Чтобы написать портреты всех деятелей, подписавших Декларацию Независимости, ему пришлось разыскивать их по всем Соединенным Штатам и за рубежом. Джефферсона он рисовал в Париже, Джона Адамса в Лондоне, большую часть других — в США в период между 1789 и 1794 годами, побывав во многих восточных и южных городах. Среди других изображены Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин. Всего им было написано 36 портретов с натуры, 9 — с портретов других художников и только 2 — по памяти. В числе первых картин этой серии было написано «Сражение при Бэнкерс Хилле», в композиции которого заметно влияние традиционных схем. «Пленение гессенских наемников у Трентона» получилось естественнее и цельнее. А всего удачнее вышла самая главная картина серии — «Декларация Независимости», включающая множество портретов членов Конгресса, объявившего о разрыве всех связей с Англией. Сцена проникнута чувством гордого достоинства, что оправдывает и ее торжественность, и ее статичность (по контрасту с бурными сценами сражений). Однако Трамбалу пришлось ждать 30 лет, когда, наконец, в 1817 году Конгресс выделил 32 тысячи долларов, чтобы выполнить 4 фрески из его этюдов в ротонде Капитолия Вашингтона. Но заказ поступил слишком поздно. Трамбал уже был не в состоянии передать страсть, пластичность, техническое совершенство своих ранних блестящих этюдов на обширных фресках.

Эта запись была опубликована в Искуство. Постоянная ссылка.

Комментирование запрещено.