Чарлз Уилсон Пиль

Чарлз Уилсон Пиль Чарлз Уилсон Пиль был всесторонне одаренным человеком. Он как бы олицетворял могущество великих социальных сил, освобожденных революцией. Можно сказать, что универсальным гениям Франклина и Джефферсона равен универсальный талант этого скромного ремесленника. Самоучкой, через настойчивый упорный труд, достиг он замечательного уровня во многих областях своей деятельности. Пиль был одним из первых американских просветителей, широко и всесторонне образованным человеком.

В детстве его отдали в ученики к шорнику. Он со временем стал и каретником, освоил ремесла резчика, часовщика, ювелира, дантиста, таксидермиста, стал ученым-натуралистом, археологом, палеонтологом, изобретателем. И кроме всего того, он был замечательным художником. В живописи он видел свое призвание, свою миссию. Художественное образование он начал в Аннаполисе у местного художника, затем около года занимался в Бостоне у Копли, завершил обучение в Лондоне, в мастерской Уэста. В 1769 году он вернулся в Америку, чтобы все приобретенные знания и таланты отдать на службу родине. Пиль принимал активное участие в общественно-политической деятельности, во время войны за независимость вступил в революционную милицию, был первым лейтенантом-добровольцем и с оружием в руках защищал революцию. После отъезда Копли в Англию Пиль стал первым живописцем Америки. Он создал портреты многих выдающихся политических деятелей Америки, неоднократно писал и Вашингтона. В 1782 году он основал первый настоящий музей в Северной Америке, где выставил написанные им портреты героев революции. Этот музей был через несколько лет расширен и превратился в естественноисторический, первый в Америке. Значительную часть экспонатов Пиль добыл самостоятельно, производя палеонтологические раскопки. Он первым в Америке откопал и смонтировал окаменевшие кости мастодонта. Это был настоящий подвиг ученого, изображенный позднее в картине «Откапывание мастодонта» (1806 — 08). В 1794 году в Филадельфии Пиль основал первое в Америке общество художников «Колумбианум», где была проведена первая художественная выставка. В 1805 году он принял самое активное участие в создании Пенсильванской Академии художеств, первого в Америке высшего художественного учебного заведения и художе¬ственного центра, там же начала действовать художественная школа.
При всем разнообразии своей общественной деятельности Пиль был прежде всего художником. У него нет парадных портретов с пышными атрибутами, нет религиозных или мифологических композиций. Он изображал современную ему американскую действительность. В портретах и групповых портретных исторических композициях он рисовал реальных людей в привычной обстановке. Картина «Вашингтон и Лафайет при Иорктауне», написанная через 4 года после изображенного события, передает строгое и величавое достоинство своих героев без какой бы то Ни было романтической приподнятости. Композиция картины отличается свободой и естественностью.
В 1795 году на выставке в Академии художеств была; показана его новая картина «На лестнице» задуманная как «trompe-d’oeil» (изображение, создающее иллюзию реальности).

Картина была вставлена в раму, имитирующую дверную коробку с настоящей деревянной ступенькой внизу. Этот живописный шедевр опередил свое время. Он нарушает традицию портрета XVIII века, противоречит всем формам услов¬ности искусства того времени. Это не столько портрет, сколько жанровая картина. Композиция совершенно нетрадиционна, неожиданна. Сыновья художника показаны в тот момент, когда они поднимались по лестнице и остановились, чтобы взглянуть на зрителя. Реализм здесь доведен до предела, почти до иллюзионизма. Любопытно, что Джордж Вашингтон, посетивший выставку, перед картиной снял шляпу и поклонился изображенным, приняв их за живых людей.

Когда художнику было 83 года, он написал картину «Художник в своем музее» (1822), где изобразил себя, с гордостью и достоинством показывающего зрителю дело своей жизни — созданный им музей.

Рядом с художником изображены материалы для живописи и инструменты для изготовления чучел. Позади него длинный зал, наполненный многоярусными диарамами, в которых содержались экспонаты — животные и птицы, собранные и смонтированные самим Пилем. Позади каждого экспоната был фон, написанный самим художником, с тем, чтобы каждая птица или животное были представлены в своей среде обитания. За занавесом справа можно видеть и скелет мастодонта. Для того, чтобы сделать представление о Вселенной философски законченным, над диарамами были помещены два ряда портретов — целая галерея образов великих людей того времени, написанных самим художником или его сыновьями.
Пиль прожил 87 лет, был трижды женат и имел 17 детей. Будучи глубоко предан искусству, многим из своих детей он дал имена прославленных художников и воспитал художниками. Двое из его сыновей, Рафаэль и Рембрандт, добились значительных успехов и вошли в историю американского искусства. Пиль сыграл важную роль в дальнейшем развитии национальной американской традиции в искусстве США.

Джордж Вашингтон

Эта запись была опубликована в Художники. Постоянная ссылка.

Комментирование запрещено.